" Черновцы - это маленький город, который претендует на величие. Это провинция, заявляющая о своём праве быть центром вселенной... Наши авторы - это ...дети тех украинцев, русских, евреев-бессарабцев и местных евреев, которыми заселился город после войны. Они пишут свой черновицкий текст..." ( Б.Брикер, А.Вишевский)
"Летим, читатель! Спицы. Сухожилья. Я здесь. С тобой..".( И. Померанцев)
"Возвращение в прошлое свойственно всем - рано или поздно. Ведь там, в детстве, где наши сны были самыми крепкими и счастливыми , не меркнут краски долгих летних вечеров...Улицы и дворы нашего детства, знакомые лица, не забытые имена..." ( М.Лядовская и Г. Пелепюк)
" Какие дворы были в Черновцах! Какой двор был там, где прошло моё детство! Государство в государстве."( М.Гончарова)
" Мы теперь завидуем самим себе. Вряд ли кто-то посторонний, из другого города или поколения, понимает, о чём это мы.А мы о своём, о том, черновицком..." ( В.Килинич)
" Немцы, говорят, сравнивали Черновцы с Атлантидой... Ещё лет двадцать назад миру действительно сложно было узнать - как там в нашей Атлантиде...
Фото Лопатюка и Тарновецкого часто печатали и выставляли вместе. Они удивительно дополняли друг друга. Потому что они правда об Атлантиде" ( С.Воронцов)
" Эти дворы, конечно, знали другие времена. Ещё лет пятнадцать-двадцать назад двор насиловала орава неумытых детей, которые играли в свои бешеные игры. Тут же сидели их мамы и комментировали события во дворе, на улице и во всём мире" ( Б. Брикер,А.Вишевский)
" Мне так хотелось:
-дождаться наступления среды и воскресенья - дней работы изостудии...
-иметь большую мастерскую и множество красок
-чтобы моя выствка состолась и не была последней
- всё-таки жить в Черновцах... "( Б. Тутельман)
" Этот мир насыщен метаморфозами и географическими аберациями...В этом мире оживают тексты священных книг и становятся зримыми ангелы. ( Ю. Андрухович)
Отже, читаймо, занурюймося в епоху Чернівців часу дитинства і юності авторів.
Пізнаваймо нашу історію, щоб зберегти її унікальний дух і ,не нашкодивши, внести своє.
Адже попереду - нові автори і нові книги. В цьому і є Магія Буковини
Полистати книгу і полистати книгу з автографами авторів - це дві великі різниці, як на мене. Дякую, Ольго Дмитрівно, що з таким ентузіазмом, по крихітці, збирали автографи для читачів бібліотеки! Рекомендую всім долучитись до "магії Буковини" цього разу через посередництво книги "Черновицкие рассказьІ"
ВідповістиВидалитиО Черновцах на русском языке не писали до середины 80-х.
ВідповістиВидалитиРечь о произведениях свободных и правдивых с еврейским колоритом, который советская власть разрешала показывать только в героико-патриотическом кино «за Одессу». И то, со скрипом.
Первым таким произведением хронологически можно считать отрывки из повести Игоря Померанцева «Перечитывая Фолкнера», которую автор-эмигрант издал небольшим тиражом в 1985 году, в Лондоне, за свой счет. Однако, эта публикация тогда не получила широкого резонанса – вплоть до напечатания этих отрывков в черновицкой «Вильной бесиде» в 1991 году. Тогда они и вошли в культурный обиход читающих черновчан.
Первым же резонансным произведением стала песня Эмиля Крупника «Рос черновицким пацаном», прозвучавшая на черновицком телевидении в октябре 1987 года.
Она вызвала очень бурную и, в масштабах Черновиц, скандальную реакцию. Подробнее об этом – здесь:
http://blog.i.ua/user/2100146/1138550/
Впоследствии Крупник написал около 40 черновицких песен, среди которых ставшие культовыми «Черновицкие дворики» и «Черновицкие фасоны».
Все 90-е и 2000-е годы он регулярно выступал с
ними – в городе и за его пределами. Издавались кассеты и диски.
И первая резонансная прозаическая публикация о Черновцах тоже принадлежит Эмилю Крупнику – опубликованные в 1990-м году в «Вильной бесиде» эссе «Черновицы» (оригинал не нашелся, вот более поздняя публикация:
http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=5337
и притча «Кара Божья»
http://ehkrupnik.narod.ru/kartinki-blog/KARA.jpg
Обнародованы за год до публикации Померанцева.
Никто тогда и не знал таких черновицких авторов как Марианна Гончарова, Владимир Килинич, Сергей Воронцов, Галина Пелепюк и Марина Лядовская.
А Борис Брикер и Анатолий Вишевский, хоть и получили известность в 70-е годы, но когда жили в Черновцах, ничего о городе не писали.
Килинич начал свою черновицкую эссеистику в газете "Черновцы" в 2003 году.
Гончарова выпустила книжку черновицких рассказов примерно году в 2005.
Пелепюк и Лядовская появились в 2008-м. Журналист Воронцов стал писать эссе о Черновцах после 2010 года.
И вот, в 2014 году – сенсация! «Черновицкие рассказы»!
Проснулись ребята во втором десятилетии ХХI века и сделали вид, что до них в теме никого не было...
Разве это справедливо?
А ведь по праву, эссе Эмиля Крупника "Ошибка Творца или Великий маленький город" - пронзительное, наполненное неизбывной любовью и тоской по ушедшим Черновицам, вобравшее в себя неповторимый колорит города и абсолютно все темы, о которых пишут сейчас вышеперечисленные авторы - это эссе должно открывать такие сборники, как "Черновицкие рассказы" и другие подобные.